Именно с информации об реб. Менаше я начал раскручивать сей клубок.
Выдающийся талмудист и поборник просвещения Родился в Сморгони (Виленской губ) в 1767 г., умер в м. Илья (Виленской губ) в 1831 г.. Семи лет М. уже начал знакомиться с первоисточниками раввинской литературы, а с десяти лет он изучал талмудическую письменность без посторонней помощи. На 17-м году жизни М. поселился в м. Илья, где жили родители его жены. Часто навещая своего родственника, известного библиофила Иосифа Мазаля (Вязинера), Менаше пользовался обширной библиотекой последнего, изучая еврейскую средневековую философию, математику и астрономию М. вскоре приобрёл славу выдающегося талмудиста...
...
..."еретические" для того времени воззрения создали М. много противников, и только благодаря заступничеству богатого и влиятельного Иосифа Вязинера он избег преследований со стороны ревнителей старины.
Я уже писал раньше (и выкладывал фрагменты страничек старинных книг) в которых было сказано, что Иосиф Вязинер присылал за Менаше свой экипаж, чтобы забрать его из Ильи в Вязынь. Именно тогда я понял, что эти две деревни расположены очень близко друг от друга, что как Вы уже знаете послужило немаловажной деталью моего "расследования".
Для увеличения страничек (в отдельных окне) кликните по изображению.
Для увеличения страничек (в отдельных окне) кликните по изображению.
В разделе "Дерево" я обращаю Ваше внимание на то, что кое-кто из моих предков скорее всего вступил в брак совсем юным, если не сказать - ребёнком. Чтобы это не казалось "удивительным" тем, кто не в курсе такой "традиции" еврейских местечек, цитирую фрагмент ещё одной статьи о Реб. Менаше.
"Евреи ведут традиционный образ жизни, при котором ранний брак с кучей детей — одна из религиозных ценностей. То, без чего не может состояться полноценная жизнь человека.
Менаше Илиер, выдающийся талмудист и поборник просвещения, в 1807 году напечатал и разослал раввинату книгу, которую вскоре раввинат изъял из обращения, а следующая его книга изъята и сожжена (это к вопросу о том, знало ли еврейство инквизицию).
В своей же книге ребе Илиер «отмечал тёмные стороны еврейской жизни. Нищета необычайно велика, но может ли быть иначе, когда у евреев ртов больше, нежели рабочих рук? Надо внушить массе, что средства к жизни надо зарабатывать собственным трудом… Молодые люди вступают в брак, надеясь на милосердие Божие и на кошелёк тестя, а когда эта поддержка рушится, они, обременённые уже семьями, бросаются на любое попавшееся занятие, хотя бы и нечестное. Толпами берутся за торговлю, но она не может всех прокормить, а потому прибегают к обману. Вот почему желательно, чтобы евреи обратились к земледелию. Армия бездельников под личиною учёных живёт на средства благотворительности и за счёт общины. Некому заботиться о народе: богачи заняты мыслями о наживе, а раввины — распрей между хасидами и митнагдим, сторонниками классического иудаизма. Единственная забота еврейских деятелей — предотвращать несчастье в виде правительственных распоряжений, хотя бы они несли с собою благо для народа» [5, с. 170–171].
Прав или не прав талмудист Менаше Илиер, а вот факт: в 1820-е годы прошел слух, что правительство запретит браки несовершеннолетних. И тогда пошла волна женить детей лет девяти — чтобы успеть до указа."