Ещё до того как я "раскопал", что отца Иосифа Вязинера звали Шломо и оставил лишь 0.001% на сомнение, что Иосифов было два, а не один... я сказал себе, что трудно поверить, что в двух соседних деревнях жило два богатых купца по имени Иосиф, у каждого из которых были сыновья Исеры, внуки Зундели, правнуки Евзоры...
   Конечно, еврейские имена в местечках повторялись даже в одном поколении,но согласитесь, что одно дело три двоюродных брата Иосифа, а полное совпадение "прямой" линии в двух семьях, это совсем другое - практически невероятное...
   Казалось, что после "обнаружения" Шломо я должен был успокоится, но как я написал раньше: я - зануда (а может быть это и называется словом "профессионализм"?)... Ой - нужно быть скромнее :)
   Я продолжил поиски ещё чего-нибудь не понимая, что же может добавить моей уверенности. Честно говоря меня уже мутило и в глазах моих рябило от сто раз перечитанной до мельчайших подробностей одной и той же информации. Но как-то незаметно по капельке, сквозь стену недоверия к собственным действиям, она добавлялась.
   Сначала я узнал, что деревня Вязынь была во много раз меньше деревни Илья. (меньше 30 домов и 200 жителей), а потом вообще невероятную информацию, что евреям до 1836-го года в ней не разрешалось останавливаться дольше чем на 12 часов. Эту информацию мне прислал англоязычный пользователь Jewishgen.org предки котрого так же как и мои жили в Вязыни. Чуть ниже я приведу текст его письма (на английским) и мой вольный перевод, но прежде поделюсь соображениями, сомнениями и выводами, которые я сделал посл прочтения этой странной информации.
   Я уже упоминал имя Менаше бен Иосифа из Ильи и упоминал, что Иосиф Вязинер покровительствоал ему. В Одной из сохранившихся в Гугле фрагментов значится, что он посылал за Менаше свой экипаж, что бы забирать его из Ильи в Вязынь. (По моим расчётам порядка 4 - 8 километров). Но Менаше умер в 1831-м году (во время эпидемии холеры)... И был он уже не молод - за 60 лет... Это значит, что ездил он к Вязинеру задолго до отмены этого странного запрета. В документе в котором я нашёл имя Шломо говорится, что люди подолгу жили в доме Вязинера... Это плохо стыковалось со сведениями о "12-часовом запрете".
   Хотя не надо забывать, что Вязинер-Мазель собрал 6000 книг посылая за ними "гонцов" по всей Европе. При этом надо не забывать, что он ещё поднял 12 детей. Подобное себе мог позволить только очень богатый челловек. А как известно, купцы Первой Гильдии могли жить даже в столичных городах (хотя подозреваю гораздо позднее описываемых событий).
   Ну, и нельзя сбрасывать со счетов, что это была Россиия, вернее, глубинка Российской Империи. Не хочу никого обидеть, но возможно все решали обычные взятки... Хотя Вязынь достаточно древнее поселение, хотя там давно были заводы (управляющими которыми были возможно и мои предки), она располагалась достатчоно далеко от Столиц... Хотя, Вилейка (уездный город в 20 километрах от которго располагались и Вязынь и Илья) лежала на пути из Варяг в Греки, а значит не такая это была и глушь и понятно откуда там было оказаться богатому купцу.
   В общем, как я надеюсь, объективно, а не для того чтобы уплотнить почву под моими шаткими теориями, я пришёл к выводу, что в Вязыни у Иосифа был дом, но бизнес его был в Илье и переписан он был в Илье... И председателем он был Именно общины в Илье, потому как в Вязини этой общины вероятнее всего и не было.

   Подробнее об отношениях Реб Менаше Илиера и Реб Иосифа Вязинера в приложении о Менаше. (5 выдержек из статьи об Менаше из сборника ПЕРЕЖИТОЕ IV 1913 г.)

   А теперь обещанная история об отмене запрета ограничивающее евреям пребывание в Вязыни 12-ю часами:



   According to "HAMAGID", 1897:118, Jews were permitted to live in Vyazyn from 1836 after the Bishop Niraf Nadshadi annuled the Law which prohibbited Jews from staying in Vyazyn more than twelve hours. This was brought about by a poor Jewish peddler, Shlomo Ulman (died 1897 at age 97) who came to Vyazyn in the winter and was not allowed to stay overnight. After appealing to the bishop, the decree was lifted.





   Согласно газете(?) ХАМАГИД номер 118 за 1897-й год евреям разрешили жить в Вязыни с 1836-го года, после того как епископ такой-то аннулировал закон, запрещающий евреям останавливаться там более чем на 12 часов. Произошло это благодаря бедному коммивояжёру Шломо Ульиману (Заметьте - опять Шломо - другой, но Шломо) умершему в 1897-м году в возрасте 97-лет. Однажды когда, он прибыл в Вязынь зимой, но не смотря на это не получил разрешения остаться на ночь. После того как последний подал апелляцию, директива была отозвана.

   Тот же человек далее писал мне, чтобы я не забывал что Вязынь была крошечным местечком.
   Все это рассеяло мои последние сомнения в том что я отыскал правильного Иосифа, правда, хотелось уверенности что Зундель Исерович тот самый... И об этом в последней главе "В Дисну и Полоцк".


   Хочется отметить, что во время поисков я не раз натыкался на упоминания о зверствах, которые выпадали на долю евреев проживающих на территории нынешних Украины, Белоруссии, Литвы... Особенно поразили меня описания зверств Богдана Хмельницкого и его младшего сына.
   Сам Богдан хмельницкий "мстя" за то, что несколько раз еврейские трактирщики выдавали его шляхте врезал тысячи... Его сын (последний переживший его) издал указ о налоге на брак, и когда узнал, о том что одна еврейская семья "обошла" его запрет и не заплатила налог лично приехал со своим отрядом и приказал живьём содрать с молодой жены кожу. Такая жестокость шокировала даже Османскую Империю... "Константинополь" послал отряд. Гетман был арестован, доставлен в Константинополь и утоплен...
   За 20 лет до рождения Иосифа Вязинера в местечке Илья был казнён граф Потоцкий - Гер-Цедек – «праведный прозелит», р. Авраам бен Авраам – знатный польский магнат 18 века, сожжённый по приговору виленского церковного суда за переход в еврейство.

   Для чего я рассказываю вам все эти страсти? Совсем не ради борьбы с бессонницей, а просто чтобы показать, что времена тогда были непростые, а то мой "лёгкий" стиль изложения может "отлечь читателя от осознания о каких временах собственно идёт речь.
Иосиф Вязинер. В начало. Бабушки и дедушки Случайность или знак? Дядя Грица Кетуба Евзора Где Шломо? Вязынь или Илья? В Дисну и Полоцк Менаше бен Илиер Фридланд и Финн Карты Дерево Ссылки Благодарности Обратная связь Об Авторе







       © Михаил Мазель 2010 - 2011 © Копирайт на некоторые фрагменты дизайна, фото и текстовые материалы на странице "Благодарности"